Четверг, 2024-04-18, 12:47 PM
Приветствую Вас, Гость

 

«Защита прав и достоинств ребенка»

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и со­циализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а пере­дать их - только через детей.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которо­го ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полно­ценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое вос­питание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.

Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к при­оритетным стратегическим задачам экономической и социаль­ной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание.

Жизнь, здоровье и будущее ребенка целиком зависят от ро­дителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к не­му и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвен­цию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые рас­крывают права каждого человека от рождения до 18 лет на вы­живание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гаран­тии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, воз­можность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т. д. Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепринятымнормам международного права.

Семейный кодекс РФ (ст. 63) предусматривает, что родите­ли не вправе причинять вред физическому и психическому здо­ровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уни­жающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.

Нарушением прав ребенка считается:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного кодекса РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанно­стей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, выска­зывания в адрес ребенка - воспитывает в ребенке озлоблен­ность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, зани­жение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебреже­ние его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.
  • Отсутствие должного внимания и заботы, любви.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и роди­тели целиком полагались на детский сад и школу, то в настоя­щее время согласно Семейному кодексу РФ (ст. 63) оговарива­ются права и обязанности родителей по воспитанию и образова­нию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здо­ровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ре­бенка. Обеспечение интересов детей является предметом основ­ной заботы родителей.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страда­ли от негативных последствий. В слабых руках малышей - наше с вами будущее, наш завтрашний день.

ЗАКОНЫ И ДОКУМЕНТЫ

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА

Три уровня законов:

1-й уровень - международный.

Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).

Декларация-«провозглашение»: в отличие от конвенций, пактов носит не столько законодательный характер, сколько «характер нравственного ориентира».

Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).

Другие документы, принятые рядом стран.

2-й уровень

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).

3-й уровень.

Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одарен­ные дети» - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.04 г. № 1696.

Федеральный закон «О государственной поддержке моло­дежных и детских общественных объединений» - принят 28.06.1995 года.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07.2000 года.

 Резюме

к статьям Конвенции ООН о правах ребенка

(ЮНИСЕФ, Великобритания) 

Статья 6 (1).

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7 (1).

Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства, право на заботу ро­дителей.

Статья 9.

Дети имеют право на воспитание в семейном ок­ружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилуч­ший уход.

Статья 19.

Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статьи 12,13,15.

Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Статья 23.

Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 24.

Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 24 (2 с).

Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 26, 27 (1).

Дети имеют право на приемлемый уро­вень жизни.

Статья 28 (а).

Дети имеют право на бесплатное и обяза­тельное начальное образование.

Статья 30.

Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 31.

Дети имеют право на отдых и досуг.

Статья 32.

Дети не должны использоваться в качестве де­шевой рабочей силы.

 

Координаты для связи с учреждениями и органами профилактики:

4-16-23 отдел опеки и попечительства;

4-28-10 приемная соцзащиты;

 4-11-56 инспекция по делам несоввершеннолетних МО МВД;

4-16-23 - КДН и ЗП;

Уполномоченный по правам ребёнка в Нижегородской области